История «потеряшек» завершилась благополучно

В центральных СМИ, в частности, ТАСС, Лента.Ru, Мослента и др. прошла информация со ссылкой на пресс-службу Главного управления МВД России по Московской области о том, что студенты из Шри-Ланки, обучающиеся в пущинском вузе, пропали. Также сообщалось, что телефоны шриланкийцев недоступны.

Комментирует и.о. ректора Пущинского государственного естественно-научного института (ПущГЕНИ) д.э.н., профессор Марина Дулясова:

— К сожалению, шесть слушателей из Шри-Ланки, имея право на поездки в другие города страны, уехали в Москву, не предупредив куратора, что потребовало от работников вуза принятия срочных мер и обращения в полицию для выявления их местонахождения.

История «потеряшек» завершилась благополучно. Правоохранительные органы обнаружили их в Москве в полном здравии и в гостях у соотечественников. Чему мы, безусловно, рады, а выводы по нарушению будут сделаны по их прибытию».

Марина Веденеевна добавила, что в вузе обучаются как россияне, так и граждане зарубежных стран (около 30 стран). Вуз является участником реализации национального проекта «Образование», в том числе в части направления национального проекта «Экспорт образования».

— Сегодня в вузе доля иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования, составляет более 14% (т.е. на уровне ведущих вузов страны); открыт подготовительный факультет для иностранных граждан для изучения ими русского языка, химии, физики и др. предметов, для последующего поступления их в российские вузы, в том числе в ПущГЕНИ.

Кроме того, в вузе реализуется проект Минпросвещения России по обучению иностранных граждан на курсах по краткосрочным программам. По своей идеологии курсы направлены на продвижение русского языка за рубежом, изучение традиций и культуры, то есть популяризации России, используя механизмы «мягкой дипломатии», которые получили положительную оценку во взаимоотношениях с др. странами (Афганистан, Сирия, Иран, Ирак и т.д.)».

Таким образом, вуз выполняет образовательную функцию в рамках направлений государственной образовательной политики.

Следует отметить, что работа с иностранными обучающимися, особенно обучающимися на курсах по изучению русского языка, требует особого внимания и подходов к организации учебного процесса и их проживания с учетом особенностей каждой страны, межнациональных и межконфессиональных отношений, глобальной политической обстановки, связанных, в том числе с «ковидными» условиями и миграционными транзитными потоками из стран третьего мира.

Сложившаяся практика вуза (как и др. российских вузов) свидетельствует, что приезжающие на краткосрочную учебу иностранные граждане имеют разные уровни образования, жизни, а главное, цели и задачи.

В этой связи, в вузе функционирует Центр по сопровождению обучения иностранных граждан; действует «институт кураторства» на этапах обучения и проживания в тесном взаимодействии с государственными миграционными и правоохранительными органами; ведется большая просветительская и разъяснительная работа.

— Марина Веденеевна, Вы руководите ПущГЕНИ с 2017 года. Как изменился вуз за это время ?

— Не простой вопрос, многогранный и требует освещения с разных сторон. Во-первых, внешняя оценка ПущГЕНИ. По результатам мониторинга Минобрнауки России эффективности деятельности вузов:
— ежегодно вуз признаётся эффективным по всем семи ключевым показателям (раньше вуз в мониторинг не включался);
— за 2019 год вуз занял 18 позицию в рейтинге среди российских вузов (не учитывались вузы Москвы и Санкт-Петербурга);
— за 2020 год – 8 позицию в том же рейтинге.

Во-вторых, что касается направлений развития:
— сохранилась профильность подготовки – 80% биологические науки;
— почти в 10 раз увеличился контингент обучающихся;
— 100% трудоустройство выпускников магистратуры по специальности и в первый год после завершения обучения;

— на 33% закрывается потребность Московской области в специалистах-исследователях по биологическим наукам;
— расширяются виды деятельности вуза: открыты программы бакалавриата; готовятся к открытию в 2022 году программы среднего профессионального образования; постоянно действуют профильные школы для старшеклассников; программы повышения квалификации специалистов;
— изменилась и сама парадигма развития вуза: с сохранением профильной подготовки для НИИ РАН наукограда, открыта подготовка исследователей по 4 программам для  крупных инновационных высокотехнологичных компаний – Биокад, Герофарм, Уралкалий, Ратеп.

Ну, и новизна этого года — в запуске инновационной программы магистратуры «Пищевые и агробиотехнологии» с выходом на междисциплинарные межвузовские проекты под конкретную прикладную проблематику компании с задачей разработки и внедрения проекта в период  обучения (иначе говоря, запуск стартапов).

Таким образом, ПущГЕНИ становится площадкой взаимодействия и интеграции образования, науки, бизнеса.

— По Вашему мнению, какие перспективы развития у ПущГЕНИ ? 

— Отвечу кратко, почти тезисно. Направления подготовки профильных  специалистов и специалистов-исследователей в вузе сегодня очень востребованы. Только в Московской области более 200 профильных предприятий и компаний, а также НИИ, испытывающих кадровый дефицит. По результатам наших исследований, их ежегодная кадровая потребность и потребность профильных НИИ РАН составляет примерно 1000 человек на приём. Наша главная задача – сформировать сбалансированную структуру подготовки под потребности работодателей, обеспечив при этом ее качество и трудоустройство выпускников.

Я приглашаю старшеклассников на обучение в Пущинский государственный естественно-научный институт! Наш девиз – обучение через исследования!