18 ноября 1941 года А.Д. Беззубову было поручено руководить изготовлением хвойной настойки, чтобы предупредить авитаминоз среди населения блокадного Ленинграда. Были даже подняты документы двухвековой давности, когда Россия была экспортером хвои – на тот момент лекарственного средства. Начались разработки по экстракции, фильтровке настойки. В декабре, ученый вместе с оставшимися в живых коллегами они начали курировать и проверять работу установок по изготовлению хвойных настоев. Хвою заготовляли в лесу за Пискарёвским кладбищем, на котором располагалась биостанция. Из хвои экстрагировали витамин С, обрабатывая размятую хвою 0,5%-ным раствором уксусной, или лимонной, или виннокаменной кислоты (их в избытке было на кондитерских фабриках). Настойку фильтровали и разливали в емкости. Напиток зеленоватого цвета по вкусу был кислым, но весьма терпимым (по воспоминаниям А.Д. Беззубова).
Для борьбы с цингой для госпиталей, больниц, детских учреждений было рекомендовано еще одно противоцинготное средство – суп из проросшего гороха. Проросшие семена растений содержат витамин С и аскорбиновую кислоту, поэтому, прежде чем варить суп, горох надо было замачивать и проращивать. В одной тарелке такого супа содержалось около двух доз аскорбиновой кислоты.
Чтобы спасти ленинградцев от алиментарной дистрофии (людям не хватало белка) ученые придумали делать дрожжи из опилок. Гидролизные (кормовые) дрожжи – это продукт микробиологического синтеза на базе использования непищевого сырья (древесина, растительная клетчатка и др.). В 1 кг их содержится примерно 1,03 – 1,16 корм. ед. и 380 – 480 г переваримого протеина.
Древесину измельчали и подвергали кислотному гидролизу (перемешивали в водном растворе серной кислоты, которую брали из запасов химических заводов). Затем кислоту нейтрализовали с помощью извести. Осадок сульфата кальция и другие примеси убирали и получали раствор глюкозы. Сюда добавляли дрожжевую затравку из гидролизного института (по воспоминаниям А.Д. Беззубова).
Такие дрожжи содержали витамины B1, В2, РР и белок. Их активно использовали в госпиталях.
В январе 1942 года на город обрушилась новая напасть – начались заболевания пеллагрой. Необходимо было раздобыть никотиновую кислоту. Горком партии срочно организовал рабочих бездействующих табачных фабрик на сбор табачной пыли. Её выметали с чердаков, из вентиляционных труб на тех же фабриках.
Технология производства никотиновой кислоты:
- Из табачной пыли выделяли никотин.
- Затем окисляли его до никотиновой кислоты – витамина РР. Пеллагра возникает из-за недостатка витамина РР (никотиновой кислоты).
В середине апреля 1942 г. А.Д. Беззубова вызвали в горком ВКП(б) и предложили витаминному институту подумать о том, как использовать дикорастущие растения – дополнительный источник витаминов. Руководителей города беспокоило, что жители и особенно бойцы на передовой и зенитчики начнут заболевать куриной слепотой. Понадобился каротин (провитамин А). Растворами этого соединения в растительном масле к тому же лечили обморожения. А.Д. Беззубов вспоминал: «Прежде всего, мы решили обратиться за консультацией в Ботанический сад АН СССР. Оставшиеся в живых сотрудники сада рекомендовали использовать лебеду, борщевик, купырь лесной, щавель, крапиву, одуванчики. Мы разработали способы консервирования, а кулинары составили рецепты салатов, супов».
В блокадном Ленинграде здесь можно было получить витаминные настои, которые выпускал первый витаминный завод.
Выполнил: Миронова Светлана
студент 1 года обучения по направлению
магистратуры 06.04.01 Биология,
профиль «Пищевые и агробиотехнологии»