Кафедра естественно-научных дисциплин


Кафедра естественно-научных дисциплин создана для формирования научного мировоззрения, общекультурных компетенций в области развития личности, общества, решения гуманитарных проблем в проводимых студентами и аспирантами научных исследованиях. Учитывая биологический профиль ПущГЕНИ, кафедра нацелена на подготовку выпускников к решению гуманитарных проблем биологии с позиций этики.

Прогресс биологии вывел ее в лидеры современного естествознания, ее достижения являются основой для развития современного здравоохранения, решения, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого экологического развития.

Быстрое развитие биологии в 21 веке требуют гуманитарного осмысления направления ее развития. Прогресс в исследовании генетических основ биологии человека, биомедицинские проблемы управления человеческим организмом, ставят нарастающие этические проблемы перед наукой и ее создателями. Остро стоят проблемы личного выбора (ответственности) биолога при проведении прорывных биологических исследований, затрагивающих основы жизни человека и здоровья окружающей среды. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия «человек-объект», как основной этической коллизии экспериментальной биологии.

Одним из основных гуманитарных вызовов сегодняшней биологии является этические вопросы биологии, которые решаются в рамках биоэтики и этики науки. Это направление развивается в Пущинском естественно-научном институте уже более 10 лет, параллельно с развитием новых компьютерных технологий работы с живыми биологическими объектами. Вопросы этики науки должны решаться, в первую очередь, самими учеными-биологами в содружестве с философами науки, психологами, педагогами, специалистами других гуманитарных наук. В рамках этого направления в 2015 г. издано методическое пособие «Этика биологии» и ряд научных публикаций.

В рамках этой работы Кафедра взаимодействует с Институтом философии РАН, в том числе: Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН, Кафедра этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Кафедра народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета, Кафедра философии, биоэтики и права Волгоградского государственного медицинского университета и Кафедра философии, биомедэтики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета.

Специфика подготовки выпускников ПущЕНИ связана с направленностью на исследовательскую творческую деятельность в будущей профессиональной карьере. Кафедрой в этой связи реализуется важный аспект в подготовке магистров и аспирантов на реализацию своего творческого потенциала в процессе освоения курса «Методики преподавания в высшей школе». Поэтому важным направлением работы Кафедры является подготовка аспирантов ПущГЕНИ и институтов ПНЦ РАН в области педагогических технологий, методики преподавания в высшей школе.

Кафедра объединяет несколько научных и научно-педагогических направлений:

  • Методика преподавания в высшей школе.
  • Этика науки и биоэтика.
  • Философские проблемы языка науки.

Научные исследования Кафедры и подготовка магистров и аспирантов проводятся с использованием академической и исследовательской базы с уникальными объектами инфраструктуры институтов ПНЦ РАН и других профильных институтов РАН.