В рамках акции «Научный полк»: Зинаида Виссарионовна Ермольева

В рамках акции «Научный полк»: Зинаида Виссарионовна Ермольева
4 мая 2022

Когда Зинаиду Ермольеву спрашивали о самом значимом воспоминании военного времени, то профессор неизменно рассказывала об испытании в конце 1944 года на Прибалтийском фронте отечественного пенициллина. Эту работу микробиолог вела с прославленным хирургом Николаем Николаевичем Бурденко, и главным итогом стало выздоровление 100% раненых бойцов Красной Армии, участвовавших в эксперименте.

«Ни одной отрезанной ноги!»

— с удовлетворением говорила Зинаида Ермольева по этому поводу.
История появления отечественного антибиотика, пенициллина-крустозина, началась в 1942 году и неразрывно связана с именем доктора Ермольевой. Профессор совместно с коллегой Т. И. Балезиной выделили продуцент антибиотика Penicillum crustosum из плесени, которую соскабливали со стен подмосковных бомбоубежищ. Команда исследователей работала во Всесоюзном институте эпидемиологии и микробиологии и всего за шесть месяцев подготовила пенициллин для клинических испытаний. Первой площадкой стал яузский госпиталь. Зинаида Виссарионовна сама активно изучала действие желтого порошка пенициллина-крустозина на тяжелораненых бойцах Красной Армии. Особое внимание она уделяла осколочным и пулевым поражениям костей рук и ног, как наиболее тяжелым. К радости команды Ермольевой, лечение травм проходило без осложнений, без температуры и практически без гноя. Итоги оказались обнадеживающими, и долгожданную новинку решено было пустить в серию на фабрике эндокринных препаратов в Москве.

К 1944 году три страны обладали технологиями выделения и промышленного производства антибиотиков: США, Великобритания и СССР. В это же время в Советский Союз прилетел ученый-микробиолог Говард Уолтер Флори для сравнительных испытаний американских, английских и советских антибиотиков. Исследование проводилось на нескольких группах больных с сепсисом, находящихся в тяжелом состоянии. Наш пенициллин оказался эффективнее английского – 28 единиц против 20 в 1 мл, а с американским по этому показателю оказался на равных. Именно Флори, разработчик процесса очистки пенициллина, назвал профессора Ермольеву госпожой Пенициллин, а она в ответ сказала: «Сэр Флори – огромный мужчина». Позже под руководством Ермольевой были получены препараты отечественных антибиотиков стрептомицина, тетрациклина, левомицетина, экмолина, экмоновоциллина, бициллина, а также комбинированный антибиотик дипасфен.

 Путь к подвигу

Зинаида Виссарионовна родилась в 1898 году, закончила в 1915 году с золотой медалью Мариинскую Донскую женскую гимназию в Новочеркасске и год спустя поступила в Женский медицинский институт. Именно тогда Ермольева выбрала стезю врача-микробиолога и по окончании института стала заведующей бактериологическим отделением Северокавказского бактериологического института. Будущий академик участвовала в ликвидации эпидемии холеры в 1922 году в Ростове-на-Дону и тогда столкнулась с холероподобными вибрионами, ситуация с которыми не была ясна до конца. Могут ли они вызвать холеру или нет? Окончательно разобраться с вопросом Ермольева решила… на себе. В начале опасного эксперимента она выпила раствор соды, нейтрализовала кислоту желудка и приняла следом более полутора миллиардов неисследованных ранее живых холероподобных вибрионов. Нарушение в работы кишечника диагностировалось через 18 часов, а спустя еще 12 часов перед исследователем предстала картина проявления классической холеры. Анализы показали наличие в организме Ермольевой холерного вибриона. В протоколе эксперимента исследователь отметила:

«Опыт, который едва не кончился трагически, доказал, что некоторые холероподобные вибрионы, находясь в кишечнике человека, могут превращаться в истинные холерные вибрионы, вызывающие заболевание».