Коллектив, выпускники и студенты ПущГЕНИ желают Марине Веденеевне здоровья, вдохновения, счастья и радости новых свершений!
Под мудрым руководством нашего ректора институт растет и развивается, выпуская каждый год молодых ученых и высококлассных специалистов.
Искренне желаем Марине Веденеевне дальнейших успехов!
Публикуем интервью Марины Веденеевны журналу “Управление персоналом” (№19 (663), 2022г.) - “ВУЗ слышит запросы бизнеса”
В: А слышит ли система высшего образования и ваш вуз запросы бизнеса?
О: Если представлять крупными мазками практику взаимодействия ПущГЕНИ с НИИ и компаниями, ее можно охарактеризовать следующим образом:
— в 2019 г. совместно с компанией ПАО «Герафарм» и под потребности компании открыт профиль практико-ориентированной программы «Молекулярно-генетическая технологии» подготовки магистрантов — биологов-исследователей;
— в 2020 г. для Федерального исследовательского центра «Института биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН» модернизирован профиль исследовательской магистратуры по биологии «Биомедицина и биофармацевтика» по доклиническим исследованиям путем формирования сквозных мультидисциплинарных проектных групп для подготовки специалистов-исследователей и проектных команд;
— в 2021 г. разработан профиль магистерской программы «Генетические технологии в обеспечении биобезопасности» совместно с Государственным научным центром прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора России (центром мирового уровня по биобезопасности), запуск которой запланирован в 2022 г.;
— в 2021 г. вуз осуществил прием и начал обучение бакалавров и магистрантов биотехнологов по профилю «Пищевые и агротехнологии» по программам, разработанным совместно и под кадровые потребности АО «УРАЛХИМ» с акцентом на предпринимательские компетенции.
Мы завершаем первый год, создали 5 студенческих команд, они разрабатывают пять продуктов под потребности АО «УРАЛХИМ», два раза в год проходят стратегические сессии с привлечением экспертов из отрасли, из профильных НИИ, из венчурных и инвестиционных компаний для того, чтобы студенческие команды смогли откорректировать задумки, продукты, которые у них получаются. В результате готовимся зарегистрировать 9 патентов.
Поэтому я не могу сказать, что мы не работаем с бизнесом и мы не понимаем, что нужно бизнесу.
В нашем случае мы выступаем мостиком между наукой и бизнесом и к нашим программам мы привлекаем до 50% преподавателей из научно-исследовательских институтов и из отрасли.
В: Предпринимательский опыт — как с ним?
О: Я уже упоминала ранее подготовку биотехнологов (бакалавров и магистров) по профилю «Пищевые и агротехнологии».
По заказу компании «УРАЛХИМ» и с целью развития студенческого предпринимательства, выявления и поддержки студенческих инициатив стартовала новая модель подготовки магистров с подготовкой выпускной квалификационной работы (ВКР) в формате «диплом как стартап».
Программа по подготовке исследователей с предпринимательскими направленностями. В рамках программы даем большой блок дисциплин для получения предпринимательских компетенций и навыков. Управление и маркетинг, рынки биотехнологических, биомедицинских продуктов, управление проектами; продажи или реализация продукта — это только часть цепочки, которую рассматривают и изучают наши студенты на выходе.
А для того, чтобы дойти до этого этапа, нужно пройти много других этапов. Это и защита результатов интеллектуальной деятельности, и оценка стоимости этих результатов, либо инновационных продуктов, управление результатами интеллектуальной деятельности. Это только часть по той технологии, которую изучают наши студенты.
В: Можно выделить какие-то особенности или специфику ПущГЕНИ?
О: Да, прежде всего, содержательное построение образовательных программ. Например, в каждой программе магистратуры есть серьезный блок так называемых надпрофессиональных компетенций или Soft skills.
Что они в себя включают? Пусть это английский язык, но не просто английский язык, а презентация на английском языке, доклад на английском языке, т. е. это такие прикладные компетенции получает студент при обучении.
Или дисциплина «Управление проектами» ориентирует на получение компетенций по формированию проектных команд, оценке эффективности проектных команд, поскольку сейчас все результаты исследований достигаются в проектных командах. Очень редко исследователь работает индивидуально, все работают в командах, причем не просто в командах, а в междисциплинарных командах. И основные открытия сегодня делаются на стыке наук.
Мы даем студентам возможность научиться планировать научную деятельность, начиная от формирования идеи, как идею можно продвинуть, как можно эту идею или результат интеллектуальной деятельности защитить, какая есть судебная практика, как оценивается на рынке результат интеллектуальной деятельности, сколько это стоит. И как защитить его не только в России, но и на международном рынке, какие есть особенности, какая есть специфика.
Эти дисциплины читают команды преподавателей, потому что дисциплины имеют большую специфику, и специалистов по этим направлениям деятельности еще очень мало в России. Основной способ подготовки специалистов — через исследования посредством применения образовательной технологии — сетевой формы реализации образовательных программ.